Икона Двухрядная

150 000.00 руб
Икона Двухрядная

Середина XIX века. Палех. 35/30 см.

В верхнем ряду Иконы написан Нерукотворный Образ Господень с избранными Святыми по бокам. Избранные Святые с Илией Пророком по центру.

Палех это  древнейший и пожалуй, самый известный центр иконописи, прославленный своими работами не только в России, но и далеко за ее пределами, центр не только иконописной, но и духовной жизни. В середине 19-го столетия к Палеху и его промыслам, и в первую очередь, к иконописному творчеству Палеха были обращены взоры видных деятелей культуры и науки, желавших не только исследовать наследие палехских мастеров, но и сохранить его для будущих поколений, изучить, систематизировать, зафиксировать вехи развития и становления, уберечь от растворения в других творческих направлениях, выделить самобытность и уникальность явления.
Здесь в разное время побывали такие знаменитые исследователи народного быта, как С. Максимов, граф С. Шереметев. Палех тронул сердца писателя Н. Лескова, поэтов Н. Некрасова и А. Майкова. Академики В. Безобразов и Н. Кондаков также посещали Палех и все они вместе отмечали совершенно особую атмосферу, царившую в этих местах, они искренне удивлялись специфическому жизненному укладу, высокой культуре и особо выделяли манеру письма палехских иконописных мастеров.

Недалеко от Палеха располагалось не менее знаменитое село, в котором иконописное мастерство совершенствовалось с 16-го века и скорее всего, именно под влиянием Холуя жители Палеха начали пробовать свои творческие силы в иконописи. Оживленные ярмарки в Холуе, безусловно, привлекали к себе множество покупателей со всех окрестностей, тем более, что Холуй в те времена был еще и центром солеварения, и палешане не могли не отметить, какой большой успех преследует работы их соседей, а потому и взялись за новое дело.

Но это лишь наши предположения, к сожалению, нет никаких достоверных источников, подтверждающих время зарождения в Палехе иконописного промысла, можно лишь предполагать, что произошло это именно в 17-м веке. Владельцы села, Бутурлины, находились в родственных отношениях со Строгановыми, купеческим родом, и, безусловно, именно они могли основать иконное дело у себя, в Палехе.

Некоторые источники указывают на связь мастеров Палеха с Великим Устюгом, со знаменитыми северными иконописными мастерскими, тут можно искать корни того знаменитого палехского письма, которым ныне восхищаемся мы, жители современной России. Письма, отличающегося всегда высоким художественным качеством, особым, присущим только Палеху, колористическим решением…

Палех всегда ориентировался только на высокие образцы древнерусской живописи, художественная стилистика рождалась под влиянием мастеров-иконописцев Верхне-Волжского региона, Костромы и Ярославля, те тоже испытали на себе всю мощь иконописи Великого Устюга.

Каждый из иконописных центров привносил в свою икону особую стилистику, которая ныне позволяет достаточно просто идентифицировать принадлежность той, или иной иконы к определенной школе.

Особенно трудно понимание и установление связей палехской школы живописи с царскими и строгановскими письмами, ведь в настоящее время в самом Палехе нет даже одной иконы строгановских писем, хотя ранее такие иконы были в достаточном количестве.

Самые лучшие палехские иконы в своих композициях восходят именно к таким первоклассным образцам, но не копируют их, а обогащают своим собственным видением, колоритом, уникальным творческим восприятием.

Удивительная и самобытная стилистика палехских писем стала заметна и сформировалась в достаточной степени в 17-м веке, и именно к этому временному периоду относятся упоминания о иконописании в селе Палех в исторических источниках.

Если говорить правдиво, то художник Иосиф Владимиров не лестно отзывается о жителях Холуя, Палеха и Шуи, занимающихся иконописным делом. Иконы тогда не просто продавали, а меняли на необходимые продовольственные и бытовые товары. Например, икону могли променять на несколько луковиц, куриное яйцо или лапти, то есть икона была, по всей видимости, не настолько хороша, раз подвергалась такому «унизительному» размену. Ныне и тогда существовал особый термин, характеризовавший старинные иконы Владимирской губернии, их называли «расхожими» иконами, то есть иконами, расходящимися дешево и большими тиражами.

Иконы Палеха (и иконы Холуя) продавались далеко за пределами мест их написания, иконописный промысел был очень развит уже в 17-м веке, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней «проезжая» грамота, выданная властями Тюмени (!) крестьянам Владимирского уезда, приехавших из Палеха на промен икон!

В начале века 18-го палешане активно возят свои иконы на Балканы, и там иконы Палеха приобретают огромную популярность! Естественно, что такие дальние поездки были оправданы экономически только в том случае, если с собой бралось много икон, у иностранного покупателя был выбор из широкого ассортимента сюжетов, размеров…

Естественно, что для себя мастера Палеха оставляли лучшие работы, на продажу и обмен вывозили «расхожие» иконы.

Характерными чертами, присущими палехской школе иконописи стало следование лучшим образцам строгановских, московских и великоустюжских писем. Черты Палехского письма окончательно утверждаются в середине 18-го века и станут, по своей сути, визитной карточкой настоящей иконы Палеха.

В Палехе создавались иконы чудотворные, тут сложилась особая атмосфера, в которой сотворялась и множилась красота, где рождались удивительные иконы, которые теперь невозможно найти и купить за умеренные средства, слишком популярен стал Палех в среде коллекционеров древних икон!

Уникальная антикварная Икона